Главная » 2010»Апрель»28 » ДОКЛАД "О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
07:21
ДОКЛАД "О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Сартаев О.И.
КГКП «Колледж радиотехники и связи»
О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ официальной статистики и данных опросов
руководителей предприятий реального сектора экономики позволил выделить ряд болевых
проблем в сфере профессионального образования, которые сказываются уже сегодня
или скажутся на дальнейшем развитии экономики и бизнеса:
- сокращение объемов прироста трудовых ресурсов из-за
негативной демографической ситуации на ближайшие 5-7 лет;
- трудности с обеспечением реального производства
квалифицированными рабочими и специалистами в силу их дефицита на рынке труда;
- несоответствие профессиональной подготовки рабочих и
специалистов потребностям рынка труда;
- отсутствие единой стратегии в подготовке кадров и
осуществлении непрерывного образования, которая бы охватывала все формы и методы
образования и обучения;
- отсутствие единой системы сертификации обучающихся и
специалистов.
В своёмПослании «Новое десятилетие – новый экономический подъём - новые
возможности Казахстана» Президент РК Н.А.Назарбаев сказал, что перед нашей
страной стоит задача подготовки экономики к посткризисному развитию; при этом он
отметил (цитирую): «Профессиональное и техническое образование должно быть
основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями
экономики» (конец цитаты) [1, с. 45] Очевидно, нужны новые шаги по реформированию
технического и профессионального образования. Причем требуется не просто увеличивать
количество выпускников, прослушавших какой-либо учебный курс. Специалисты
будущего должны быть всесторонне развитыми, творческими личностями, способными
интенсивно работать и постоянно совершенствовать свои способности.
Преодолению проблем, возникших в техническом и профессиональном
образовании, может способствовать многоуровневая, ступенчатая непрерывная
подготовка специалистов единым педагогическим коллективом, включающим
преподавателей учебных заведений ТиПО и вузов, с едиными целями и механизмом их
реализации. Можно подумать о региональной
модели непрерывного профессионального образования, которая будет
представлять собой многопрофильный отраслевой
комплекс с объединением различных типов образовательных учреждений. Это позволит
обеспечить решение целого ряда проблем профессионального образования:
значительно расширить поле профессиональных профилей; интенсифицировать
учебный процесс; обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифицированных
специалистов, способных к профессиональной мобильности.
Отметим, что до 90-х годов подготовка специалистов
осуществлялась отдельно взятыми организациями - училищами, техникумами, колледжами
и институтами. Учеба в любом из них была для молодого человека отдельным
отрезком жизни с четко поставленной целью в виде диплома. Характер обучения
выпускников в училищах, колледжах и вузах не формировал целостного
представления о профессиональной деятельности, выпускники трудно адаптировались
в реальной практической обстановке.
Решение проблем регионального профессионального образования
видится в создании и функционировании образовательных
отраслевых кластеров.
Образовательные
отраслевые кластеры — это объединения
во главе с ведущим отраслевым вузом учреждений ТиПО, профильных школ, базовых
предприятий, основных заказчиков, потребителей, специалистов, причем главным
действующим лицом является бизнес. Одним из главных условий системного обеспечения
предприятий профессиональными кадрами является наличие в образовательном
кластере региональной модели непрерывного профессионального образования,
которая обеспечит организацию подготовки высококвалифицированных специалистов
различного уровня и создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки
кадров предприятий, а также преподавательского состава учебных заведений ТиПО.
Профессионально компетентного специалиста
характеризует целая совокупность качеств: образованность (разносторонние
знания, умения, навыки, интеллектуальные интересы, стремление и умение
постоянно обогащать свои знания, мировоззрение); воспитанность (нравственная,
эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание);
социализированность (готовность к активной профессиональной и социальной
деятельности, к рациональному досугу, успешная самореализация); культура
(интериоризация культурных ценностей человечества, культура труда и общения);
выраженные индивидуальные черты (творческие способности, аналитические умения,
сформированность памяти и мышления и др.).
Следовательно, на каждом из этапов профессионального
образования важно предусмотреть не только формирование определенных профессионаьных
компетенций, но и становление системообразующих качеств личности профессионала.
Создание региональной
модели непрерывного профессионального образования связано с решением задач
разного рода. Среди них:
- подготовка высококвалифицированных рабочих и
специалистов по наиболее востребованным специальностям на рынке труда с учетом
интересов региона;
- обеспечение более быстрого и гибкого приспособления
системы профессионального образования к требованиям рынка труда и их изменениям;
- сопряжение уровней профессиональной подготовки в
рамках единых образовательных программ;
- многоуровневость и открытость образовательного
пространства;
завершенность каждого уровня профессионального образования
(получение специальности, присвоение квалификации);
- переход с одного уровня обучения на другой по
результатам контроля знаний на конкурсной основе;
- многообразие форм и методов подготовки, создание и
освоение новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные
и телекоммуникационные ресурсы;
- обеспечение вариативности учебного процесса;
- ориентация на развитие фундаментальных и прикладных
исследований как неотъемлемой составной части подготовки специалистов современного
уровня (позволю себе ещё раз процитировать из Послания Президента РК: «Особый
приоритет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемым в
Астане уникальным учебным заведениям – «Новый международный Университет»,
«Специальный Фонд» и «Интеллектуальные школы» (конец цитаты) [1, с. 59];
- установление тесных взаимоотношений с
производственными структурами и рынком труда;
- преемственность в изучении дисциплин при освоении
профессиональных образовательных программ разного уровня;
- интенсификация процесса профессионального
самоопределения обучающихся.
Региональная модель непрерывного профессионального
образования в образовательном кластере конкретной отрасли (например, в связи)
реализует профессионально-ориентирующую, обучающую и профессионально-адаптивную
функции. Организация образовательного процесса, предполагающая взаимодействие
всех ступеней профессионального образования между собой и с отраслевыми
предприятиями, обеспечит стимулирование профессионального самоопределения
учащихся, так как позволит им выстроить индивидуальную карьерную траекторию на
любом этапе профессиональной подготовки. Профессиональная ориентированность будет
гарантировать эффективность обучения и успешность адаптации молодых
специалистов на производстве. Кроме того, в этой модели может быть
предусмотрена возможность повышения квалификации или переподготовки работников
предприятий.
Система технического и профессионального образования в
Казахстане переживает революционный период, меняются государственные стандарты
образования, структура учебных заведений, изменился государственный классификатор
Республики Казахстан.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
проводит титаническую работу по реформированию образования, и подключило к
этому процессу всю педагогическую общественность страны.
Подготовка кадров для экономики, было, есть и будет
важной составляющей деятельностью государства и инвестиции в человеческий капитал
является самым выгодным капиталовложением, а для страны с амбициями индустриализации
эта выгода увеличивается в несколько раз.
Советская система подготовки кадров была, несомненно,
идеальной для плановой социалистической экономики.
- 100% охват всех достигших 15-летнего возраста подростков,
- 100% материальное обеспечение обучающихся (питание,
проживание, обмундирование).
- 100 % трудоустройство выпускников.
Я сам являюсь выпускником училища и знаю систему
профессионального образования с 1977 года. Главным достоянием советской системы
профессионального образования тандем производства и учебного заведения.
Активное участие в подготовке квалифицированного специалиста принимало больше
производство, так как 2/3 учебного времени отводилось на практическое обучение.
Уровень компетенций выпускника того периода является и на сегодняшний день
актуальным, основной костяк работающих на производстве состоит из 40-летних и
старше выпускников тех лет.
С 1991 года мы приобрели не только суверенитет
государства, но и сменили строи с социалистического на капиталистический,
экономику перестроили с плановой на рыночную.
В этих новых условиях в период становления рыночной
экономики Казахстана, слаба заинтересованность менеджеров с производства в перспективной
подготовке кадров, где сроки обучения составляют 3-4 года - и это, по-моему,
вполне оправданное отношение бизнеса к учебному заведению. Приведу несколько аргументов:
Во-первых, при нынешней безработице кадровые вопросы
решаются за счет тех, кто уже имеет профессиональное образование, и такая категория
людей превышает имеющиеся на производстве вакансии.
Во-вторых, принимая на работу руководителя предприятия
любой формы собственности, перед ним ставят конкретные цели по решению задач,
стоящих на повестке сегодняшнего дня. И главный критерий оценки деятельности
руководителя - это прибыль, а вложение средств в долгосрочную подготовку
кадров снижают этот показатель.
В-третьих, это частая смена руководителей; в этой
ситуации перспективным вопросам развития производства уделяется меньше
внимания, а вопросы подготовки кадров вообще не стоят.
Все эти проблемы становления рынка в Казахстане
закономерны и, по всей вероятности, это нормальный, естественный эволюционный
процесс.
На сегодняшний день уже существует дефицит
квалифицированных специалистов по отдельным современным технологиям, а со
временем эта проблема будет повсеместной.
Здесь я хотел бы обратиться к Норвежской системе
профессионального образования. Как мне кажется, в её основе лежит идея образовательных
отраслевых кластеров, о возможности создании которых упоминалось выше.
Колледжами Норвегии профессиональная подготовка
учащихся ведется по схеме 2+2. Два года учащийся обучается в стенах колледжа,
где ему дается вся теоретическая подготовка и небольшой объем производственного
обучения (6-7 недель в год). В последующие два года его определяют на
производство (так называемое ученичество), где он обучаетсяв реальных условиях производства и, самое
главное, деньги за обучение учащегося на этот период государство выплачивает
предприятию. То есть, предприятие принимает непосредственное участие в
подготовке высококвалифицированного специалиста и самое главное получает за
это деньги.
На мой взгляд, это самый важный положительный момент
системы профессиональной подготовки в рыночных условиях. На 100% копировать
систему подготовки кадров в Норвегии, я думаю, нет необходимости, но привлекать
к обучению производство за деньги, которые получает колледж от государства - единственное
правильное решение.
Я, как руководитель колледжа, по логике, должен быть
заинтересован, чтобы все деньги на обучение получало учебное заведение, но как
гражданин и как человек заинтересованный в высококвалифицированной подготовке
кадров, считаю, что это единственно правильный выбор сотрудничества.
В конечном итоге и учебное заведение и предприятия
несут одинаковую ответственность перед государством.
С января 2009 года между Норвежской стороной и
Акиматом ВКО подписан меморандум о совместном сотрудничестве, и на базе
двенадцати колледжей и профессиональных лицеев ВКО создана экспериментальная
площадка по внедрению ученичества при организации производственной практики.
В августе 2009 года я в составе казахстанской
делегации посетил город Ставангер округа Роголанд Норвегии и лично ознакомился
с системой профессионального образования Норвегии. Хотел бы отметить, что трудоустройство
учащихся проходящих производственную практику не входит в обязанности
предприятия. Учащийся сам, получив профессию, определяет свою дальнейшую
судьбу.
29 сентября 2009 года между колледжем и центром
повышения квалификации «Академия ИКТ», являющимся филиалом АО «Казахтелеком»,
подписан договор об оплачиваемой производственной практике, в соответствии с
которым учебное заведение поручает и оплачивает практическое обучение учащихся.
Список
литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана
Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъём –
новые возможности Казахстана», Астана, 2010 год
2. Законодательство об образовании в Республике
Казахстан, Алматы, 2008 год