Колледж радиотехники и связи
Воскресенье, 01.12.2024, 00:36
Меню сайта
Общение

Галерея

Библиотека
Форма входа
Посоветовать другу


GISMETEO: Погода по г.Семей
Главная » 2010 » Апрель » 28 » ДОКЛАД "О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
07:21
ДОКЛАД "О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


 

Сартаев О.И.

КГКП «Колледж радиотехники и связи»



О РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Анализ официальной статистики и данных опросов руководителей предприятий реального сектора экономики позволил выделить ряд боле­вых проблем в сфере профессионального образования, которые сказыва­ются уже сегодня или скажутся на дальнейшем развитии экономики и биз­неса:

- сокращение объемов прироста трудовых ресурсов из-за негатив­ной демографической ситуации на ближайшие 5-7 лет;

- трудности с обеспечением реального производства квалифициро­ванными рабочими и специалистами в силу их дефицита на рынке труда;

- несоответствие профессиональной подготовки рабочих и специа­листов потребностям рынка труда;

- отсутствие единой стратегии в подготовке кадров и осуществле­нии непрерывного образования, которая бы охватывала все формы и ме­тоды образования и обучения;

- отсутствие единой системы сертификации обучающихся и спе­циалистов.

В своём  Послании «Новое десятилетие – новый экономический подъём - новые возможности Казахстана» Президент РК Н.А.Назарбаев сказал, что перед нашей страной стоит задача подготовки экономики к по­сткризисному развитию; при этом он отметил (цитирую): «Профессио­нальное и техническое образование должно быть основано на профессио­нальных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики» (конец цитаты) [1, с. 45] Очевидно, нужны новые шаги по реформированию технического и профессионального образования. Причем требуется не просто увеличивать количество выпускников, прослушавших какой-либо учебный курс. Спе­циалисты будущего должны быть всесторонне развитыми, творческими личностями, способными интенсивно работать и постоянно совершенство­вать свои способности.

Преодолению проблем, возникших в техническом и профессио­нальном образовании, может способствовать многоуровневая, ступенчатая непрерывная подготовка специалистов единым педагогическим коллекти­вом, включающим преподавателей учебных заведений ТиПО и вузов, с едиными целями и механизмом их реализации. Можно подумать о регио­нальной модели непрерывного профессионального образования, кото­рая будет представлять собой многопрофильный отраслевой комплекс с объединением различных типов образовательных учреждений. Это позволит обеспечить решение целого ряда проблем профессионального образова­ния: значительно расширить поле профессиональных профилей; интенси­фицировать учебный процесс; обеспечить подготовку высокообразованных и высококвалифициро­ванных специалистов, способных к профессиональной мобильности.

Отметим, что до 90-х годов подготовка специалистов осуществля­лась отдельно взятыми организациями - училищами, техникумами, кол­леджами и институтами. Учеба в любом из них была для молодого чело­века отдельным отрезком жизни с четко поставленной целью в виде ди­плома. Характер обучения выпускников в училищах, колледжах и вузах не формировал целостного представления о профессиональной деятельности, выпускники трудно адаптировались в реальной практической обстановке.

Решение проблем регионального профессионального образования видится в создании и функционировании образовательных отраслевых кластеров.

Образовательные отраслевые кластеры — это объединения во главе с ведущим отраслевым вузом учреждений ТиПО, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков, потребителей, специалистов, причем главным действующим лицом является бизнес. Одним из главных условий системного обеспечения предприятий профессиональными кад­рами является наличие в образовательном кластере региональной модели непрерывного профессионального образования, которая обеспечит органи­зацию подготовки высококвалифицированных специалистов различного уровня и создание эффективной системы повышения квалификации и пе­реподготовки кадров предприятий, а также преподавательского состава учебных заведений ТиПО.

Профессионально компетентного специалиста характеризует целая совокупность качеств: образованность (разносторонние знания, умения, навыки, интеллектуальные интересы, стремление и умение постоянно обо­гащать свои знания, мировоззрение); воспитанность (нравственная, эстети­ческая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовос­питание); социализированность (готовность к активной профессиональной и социальной деятельности, к рациональному досугу, успешная самореа­лизация); культура (интериоризация культурных ценностей человечества, культура труда и общения); выраженные индивидуальные черты (творче­ские способности, аналитические умения, сформированность памяти и мышления и др.).

Следовательно, на каждом из этапов профессионального образова­ния важно предусмотреть не только формирование определенных профес­сионаьных компетенций, но и становление системообразующих качеств личности профессионала.

Создание региональной модели непрерывного профессиональ­ного образования связано с решением задач разного рода. Среди них:

- подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов по наиболее востребованным специальностям на рынке труда с учетом ин­тересов региона;

- обеспечение более быстрого и гибкого приспособления системы профессионального образования к требованиям рынка труда и их измене­ниям;

- сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках еди­ных образовательных программ;

- многоуровневость и открытость образовательного пространства;

завершенность каждого уровня профессионального образования (получение специальности, присвоение квалификации);

- переход с одного уровня обучения на другой по результатам кон­троля знаний на конкурсной основе;

- многообразие форм и методов подготовки, создание и освоение новых педагогических технологий, опирающихся на современные инфор­мационные и телекоммуникационные ресурсы;

- обеспечение вариативности учебного процесса;

- ориентация на развитие фундаментальных и прикладных исследо­ваний как неотъемлемой составной части подготовки специалистов совре­менного уровня (позволю себе ещё раз процитировать из Послания Прези­дента РК: «Особый приоритет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемым в Астане уникальным учебным заведениям – «Но­вый международный Университет», «Специальный Фонд» и «Интеллекту­альные школы» (конец цитаты) [1, с. 59];

- установление тесных взаимоотношений с производственными структурами и рынком труда;

- преемственность в изучении дисциплин при освоении профессио­нальных образовательных программ разного уровня;

- интенсификация процесса профессионального самоопределения обучающихся.

Региональная модель непрерывного профессионального образова­ния в обра­зовательном кластере конкретной отрасли (например, в связи) реализует профессионально-ориентирующую, обучающую и профессио­нально-адаптивную функции. Организация образовательного процесса, предполагающая взаимодействие всех ступеней профессионального обра­зования между собой и с отраслевыми предприятиями, обеспечит стиму­лирование профессионального самоопределения учащихся, так как позво­лит им выстроить индивидуальную карьерную траекторию на любом этапе профессиональной подготовки. Профессиональная ориентированность бу­дет гарантировать эффективность обучения и успешность адаптации моло­дых специалистов на производстве. Кроме того, в этой модели может быть предусмотрена возможность повышения квалификации или переподго­товки работников предприятий.

Система технического и профессионального образования в Казах­стане переживает революционный период, меняются государственные стандарты образования, структура учебных заведений, изменился государ­ственный классификатор Республики Казахстан.

Министерство образования и науки Республики Казахстан прово­дит титаническую работу по реформированию образования, и подключило к этому процессу всю педагогическую общественность страны.

Подготовка кадров для экономики, было, есть и будет важной со­ставляющей деятельностью государства и инвестиции в человеческий ка­питал является самым выгодным капиталовложением, а для страны с ам­бициями индустриализации эта выгода увеличивается в несколько раз.

Советская система подготовки кадров была, несомненно, идеаль­ной для плановой социалистической экономики.

- 100% охват всех достигших 15-летнего возраста подростков,

- 100% материальное обеспечение обучающихся (питание, прожи­вание, обмундирование).

- 100 % трудоустройство выпускников.

Я сам являюсь выпускником училища и знаю систему профессио­нального образования с 1977 года. Главным достоянием советской сис­темы профессионального образования тандем производства и учебного за­ведения. Активное участие в подготовке квалифицированного специалиста принимало больше производство, так как 2/3 учебного времени отводилось на практическое обучение. Уровень компетенций выпускника того периода является и на сегодняшний день актуальным, основной костяк работающих на производстве состоит из 40-летних и старше выпускников тех лет.

С 1991 года мы приобрели не только суверенитет государства, но и сменили строи с социалистического на капиталистический, экономику пе­рестроили с плановой на рыночную.

В этих новых условиях в период становления рыночной экономики Казахстана, слаба заинтересованность менеджеров с производства в пер­спективной подготовке кадров, где сроки обучения составляют 3-4 года - и это, по-моему, вполне оправданное отношение бизнеса к учебному заведе­нию. Приведу несколько аргументов:

Во-первых, при нынешней безработице кадровые вопросы реша­ются за счет тех, кто уже имеет профессиональное образование, и такая ка­тегория людей превышает имеющиеся на производстве вакансии.

Во-вторых, принимая на работу руководителя предприятия любой формы собственности, перед ним ставят конкретные цели по решению за­дач, стоящих на повестке сегодняшнего дня. И главный критерий оценки деятельности руководителя - это прибыль, а вложение средств в долго­срочную подготовку кадров снижают этот показатель.

В-третьих, это частая смена руководителей; в этой ситуации пер­спективным вопросам развития производства уделяется меньше внимания, а вопросы подготовки кадров вообще не стоят.

Все эти проблемы становления рынка в Казахстане закономерны и, по всей вероятности, это нормальный, естественный эволюционный про­цесс.

На сегодняшний день уже существует дефицит квалифицирован­ных специалистов по отдельным современным технологиям, а со временем эта проблема будет повсеместной.

Здесь я хотел бы обратиться к Норвежской системе профессио­нального образования. Как мне кажется, в её основе лежит идея образова­тельных отраслевых кластеров, о возможности создании которых упоми­налось выше.

Колледжами Норвегии профессиональная подготовка учащихся ве­дется по схеме 2+2. Два года учащийся обучается в стенах колледжа, где ему дается вся теоретическая подготовка и небольшой объем производст­венного обучения (6-7 недель в год). В последующие два года его опреде­ляют на производство (так называемое ученичество), где он обучается  в реальных условиях производства и, самое главное, деньги за обучение учащегося на этот период государство выплачивает предприятию. То есть, предприятие принимает непосредственное участие в подготовке высоко­квалифицированного специалиста и самое главное получает за это деньги.

На мой взгляд, это самый важный положительный момент системы профессиональной подготовки в рыночных условиях. На 100% копировать систему подготовки кадров в Норвегии, я думаю, нет необходимости, но привлекать к обучению производство за деньги, которые получает колледж от государства - единственное правильное решение.

Я, как руководитель колледжа, по логике, должен быть заинтересо­ван, чтобы все деньги на обучение получало учебное заведение, но как гражданин и как человек заинтересованный в высококвалифицированной подготовке кадров, считаю, что это единственно правильный выбор со­трудничества.

В конечном итоге и учебное заведение и предприятия несут одина­ковую ответственность перед государством.

С января 2009 года между Норвежской стороной и Акиматом ВКО подписан меморандум о совместном сотрудничестве, и на базе двенадцати колледжей и профессиональных лицеев ВКО создана экспериментальная площадка по внедрению ученичества при организации производственной практики.

В августе 2009 года я в составе казахстанской делегации посетил город Ставангер округа Роголанд Норвегии и лично ознакомился с систе­мой профессионального образования Норвегии. Хотел бы отметить, что трудоустройство учащихся проходящих производственную практику не входит в обязанности предприятия. Учащийся сам, получив профессию, определяет свою дальнейшую судьбу.

29 сентября 2009 года между колледжем и центром повышения квалификации «Академия ИКТ», являющимся филиалом АО «Казахтеле­ком», подписан договор об оплачиваемой производственной практике, в соответствии с которым учебное заведение поручает и оплачивает практи­ческое обучение учащихся.

 

Список литературы:

 

1. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назар­баева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана», Астана, 2010 год

2. Законодательство об образовании в Республике Казахстан, Алматы, 2008 год

Просмотров: 2498 | Добавил: AdminBirjan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Афиша
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Как вы попали на этот сайт ?
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Rambler's Top100 Купим рекламу на вашем сайте. Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов